Правильно ли
поступил Федор Овчинников, придав огласке информацию о возбуждении уголовного
дела о сбыте наркотиков в его сети пиццерий? И что еще можно сделать, чтобы
обезопасить себя и бизнес?
8 февраля
МВД по Москве сообщило о возбуждении уголовного дела о незаконном сбыте
наркотиков: пакеты с запрещенными веществами были обнаружены в одной из
пиццерий «Додо Пицца». На своей странице Facebook основатель
сети Федор Овчинников рассказал, что был вызван на допрос по
заявлению Екатерины Прониной, которая обвинила Овчинникова и его франчайзи в
том, что они «под прикрытием сети пиццерий занимаются распространением
наркотических средств».
Три предпринимателя,
имеющие опыт взаимодействия с правоохранительными органами, советуют,
как вести себя, попав в подобные неприятности.
Сергей Миронов,
владелец ресторанов «Мясо&Рыба» (сотрудники правоохранительных
органов вымогали скидочные карты у администрации московского ресторана):
У Федора
довольно сложная ситуация, и ему надо крайне грамотно подойти к этому вопросу.
Расследование, которое ведет полиция, на данном этапе чисто визуально идет по
правилам: есть факт обнаружения. Поэтому советую Федору не противодействовать
проверке. Как я уже говорил в своей колонке, выказывать явное неповиновение не
стоит, это может быть истрактовано не в его пользу.
Федор абсолютно правильно придал
делу огласку. Теперь за ситуацией будет наблюдать огромное количество людей.
Это не позволит применять к нему какие-то недозволенные методы
расследования. Во-вторых, нанял профессиональных адвокатов. Теперь важно
выверять каждый шаг, потому что расследование ведется достаточно серьезное.
Я уверен, что сочетание двух этих
факторов — сильные профессиональные адвокаты и публикация информации
о своих действиях и ходе событий в соцсетях приведет к
правильному результату. Все будет разобрано и все будет на своих местах. В
итоге для Федора все завершится благополучно. Конечно, это нанесет ему
некоторый имиджевый урон, но сейчас уже важно в принципе выйти из этой истории
незапятнанным. Безусловно, мы все, общественность и особенно рестораторы,
поддерживаем Федора и будем пристально следить за расследованием. И не позволим
полиции превышать свои полномочия.
Дмитрий Потапенко, основатель и
управляющий партнер Management Development Group Inc. (коллеги Потапенко столкнулись с
обвинениями в
экстремизме, продав вагон обоев в Турцию):
Выносить
ситуацию в публичное поле нужно сразу. «Резать к чертовой матери, не дожидаясь
перитонита», как говорили в известном фильме. Потому что делать вы это сможете
до тех пор, пока вы не участник процесса. То, что сейчас пытается делать Федор
— очень краткосрочная история. Не тешьте себя иллюзией: следователь быстро
сделает так, что информацию в публичную сферу выносить в лучшем случае сможет
адвокат. Поэтому публичность — это один из инструментов, и он ограничен
законом. Сотрудники — часть публичного поля, и они точно также должны знать,
что происходит и почему компания себя так ведет.
Что касается наркотиков — это
традиционная история, но особенно плохо, что их обнаружили на нескольких
объектах. С высокой долей вероятности я допускаю, что это было подброшено. Тем
не менее, руководству нужно было реагировать на первый же случай. Потому что
как только возникает системность, даже если это провокация, у следствия
появляется много оснований действовать так, как они действуют сейчас.
Я практически не сомневаюсь, что следующим
этапом в этой ситуации будет доначисление налогов и обвинения «Додо Пиццы» в их
неуплате. Это происходит сплошь и рядом, и «Додо» не исключение. В целом
компания как налогоплательщик привлекательна для атаки. Сейчас в общем-то
любая компания, которая публично оборачивает больше миллиарда рублей, может
попасть под удар.
Александр Хуруджи, экс-бизнесмен,
общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей (из-за
уголовного дела лишился бизнеса. Провел в СИЗО 9 месяцев):
Безусловно,
стоит придать ситуацию огласке. На следствие большое влияние оказывает внимание
прессы, а начинается все с социальных сетей. Таким же верным путем пошел совсем
недавно владелец ресторана «Мясо и рыба» Сергей Миронов, начав рассказывать о проверках в одном из
заведений посредством соцсетей. Можно передать дело на рассмотрение
бизнес-омбудсмену, подобные заседания всегда освещаются СМИ. Первое правило —
рассказать френд-ленте в социальных сетях. Второе — сделать самому видеосюжет и
разослать по телеканалам (пресса лояльна к предпринимателям и охотно использует
подобную информацию). Третье — найти журналистов (по сайтам СМИ), которые пишут
про защиту бизнеса, связаться с ними и рассказать о проблеме.
Если будут проводится следственные
действия — советую все документировать лично, делать фотосъемку и видеосъемку.
Записанные кадры пересылать друзьям, не сохраняя их только на своем телефоне. В
случае допросов самое важное — придерживаться баланса. То есть не отвечать на
провокационные вопросы и содействовать следствию для установления правды. В
первом случае стоит воспользоваться правом конституции — «Никто не обязан
свидетельствовать против себя самого» (статья 51 Конституции РФ). Эта фраза
может быть ответом на провокационные, неудобные вопросы. Вместе с тем, в
некоторых случаях стоит оказывать содействие следствию. Например, предоставлять
запись с видеокамер, отвечать на вопросы, которые помогут установить правду. Но
до конца разобраться, для чего следователи задают тот или иной вопрос, поможет,
конечно, адвокат.
Всех сотрудников нужно
проинструктировать, что в разговоре с полицией они пользуются правом статьи 51
Конституции. Объясните им, что, промолчав, они как раз таки поступают законно и
защищают тем самым себя и компанию. Свое имя они также вправе не называть
до приезда адвокатов.
Источник: http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/356927-cehovaya-solidarnost-biznesmeny-kommentiruyut-delo-osnovatelya-dodo