![]() |
![]() |
Трудности перевода (для журнала «Food Service»Покупка франшизы раскрученного западного бренда кажется многим рестораторам выгодной
инвестицией. Burger King, Country Chicken, Nordsee, Wendy’s/Arby’s, Chili’s –
вот далеко не полный список иностранных сетей, недавно нашедших партнеров в
России. Гарантирует ли наличие известного зарубежного бренда успешную работу на
нашем рынке? Нет, если концепция не была должным образом адаптирована, считает
Сергей Миронов, генеральный директор компании «Рестконсалт».
Что
такое ресторанная франшиза в правильном понимании? Это целый комплекс услуг:
бренд, торговая марка, технологии, карты, продукты, расстановка оборудования,
обучение персонала, поддержка партнера до, во время и после запуска. Любое
открытие ресторана – это эксперимент: пойдет гость, не пойдет. В случае
с франшизой ты платишь именно за то, чтобы получить готовые работающие схемы, а
не ставить эксперимент самому. Это в теории. На практике продажа франшизы может
обернуться продажей бренда безо всякой дальнейшей помощи – без технологий, без
тренингов персонала, а если тренинги и есть, то в рамках дополнительного
консалтинга по неадекватно высокой цене. Этот тип партнерства, который у нас
часто выдается за франшизу, на самом деле франшизой не является и ощутимых
выгод франчайзи не приносит.
Франшиза
дает две вещи – технологии и бренд. На мой взгляд, бренд – это очень много. У
меня есть пример своего ресторана Lizarran, который стоит в ТЦ «Метрополис»
напротив T.G.I. Friday’s. И то, и другое франшиза, но Lizarran в России не
бренд, его мало кто знает, а Friday’s работает у нас почти 15 лет. При сходном
среднем чеке поток гостей в начале работы распределялся примерно так: 75% –
Friday’s, 25% – Lizarran. Сейчас, проработав полтора года, мы наработали своего
клиента, и поток распределяется примерно поровну. Но при этом случайный гость
по-прежнему идет во Friday’s. Бороться с известным брендом очень трудно, не
важно, лучше ты или хуже.
Если вы
покупаете иностранную торговую марку, которая раньше не была представлена у
нас, то о бренде можно сразу забыть: у нас он неизвестен, немногие люди,
которые, возможно, видели его за границей, не в счет. Максимум, что можно взять
из такого партнерства, – технологии. Конечно, когда вы откроете несколько
заведений и начнете вкладываться в рекламу, то сможете донести до потребителя
свою легенду, и тогда мировой бренд будет работать вам в плюс. Но сейчас до
этого далеко. Пока что нужно хорошенько разобраться, что именно вам продают и
как это сможет работать у нас.
Впервые
с иностранной франшизой я близко столкнулся два года назад. Ко мне
обратился клиент с просьбой помочь ему открыть ресторан Lizarran, франшизу
которого он купил у испанской Comess Group. Он уже внес депозит в «Метрополисе»
и начинал стройку. Я попросил
показать все, что ему дал франчайзер. Открываю диск и вижу рекламный ролик.
– Вы,
наверное, диск перепутали, – говорю я
клиенту. Франшиза где?
– Там на
диске все есть.
– Как
это все?
– Ну,
вот название, здесь видно, какой зал, как нарисован логотип.
– А где
правила, технологии?!
–
Обещали потом прислать.
Оценив
ситуацию, я решил в это дело не ввязываться: мало того, что клиент купил не
франшизу, а рекламный ролик, так еще испанская кухня для Москвы –тема сложная, рестораны открываются и
закрываются. Инвестор уговорил не давать ответ сразу, а сперва съездить в
Мадрид и Барселону и посмотреть, как работает Lizarran.
То, что
я увидел в Испании, только осложнило ситуацию. Comess Group – огромный холдинг,
более 500 точек по всей Европе. Проблема в том, что у ресторанов Lizarran нет
кухни! Концепция доготовочная, работает целиком на полуфабрикатах, своего
производства нет. Точки – формат торгового центра либо проходного места.
Основной продукт, около 80%, – пинчосы, мини-закуски на шпажках, также есть
короткое горячее меню. Стал пробовать и забраковал все, кроме паэльи. Но паэлью
эту они закупают готовой у партнеров и на месте разогревают, а в Москве я где
ее возьму? Причем цены в Lizarran не низкие. Если перевести их на рубли, у нас это
уже брать не будут. А если я еще эту паэлью перевезу и растаможу!..
Возвращаюсь
в Москву и говорю инвесторам: «Это смертельный номер! Понимаете, здесь речь не
об адаптации франшизы – ресторан надо делать заново!» Пожалуйста, говорят,
делайте. Долго они меня уламывали. Я даже не могу до конца понять, почему я за
это взялся. Наверное, решил проверить: а у меня испанский ресторан тоже
закроется?
Я снова
поехал в Испанию, прихватив с собой шефа и технолога. Взял повара из Lizarran и
водил его с собой по разным испанским ресторанам, везде ел, а он говорил мне,
из чего это сделано. Рядом сидел мой технолог и оценивал, реально ли достать
эти продукты в России и сколько это стоит. Так мы составили предварительный
список блюд. Я оставил в Испании шеф-повара с этим списком, дав ему задание
вернуться в Москву с технологическими картами. Люди из Comess Group наняли
поваров-консультантов, которые научили моего шефа все это готовить.
Когда
шеф вернулся, мы занялись поиском продуктов, какие-то блюда браковали. Потом стали
делать баланс-меню – считать отходы. На все про все ушло два месяца. В итоге
было составлено меню из порядка 30 блюд, рассчитанное на кухню полного цикла. В
таком виде мы и запустились. Фактически я с нуля
создал новый ресторан. От оригинального Lizarran в нем
остался только логотип, пинчосы и диванчики, которые были согласованы с
испанцами еще до того, как я вошел в проект.
Параллельно
шла работа по мексиканской концепции Cantina Mariachi, которую наш инвестор
купил вместе с Lizarran. В оригинале там тоже полуфабрикаты, но с Мексикой было
несложно: буррито, фахитос, крылья, пальчики – все это простые блюда. Основная
работа велась с Lizarran. Для двух ресторанов мы сделали единую кухню. Сначала
люди больше шли в Мексику – никто не знал, что такое Lizarran. Сейчас на
Испанию приходится 70–75% выручки, на Мексику – 25–30%. В Lizarran пошел
постоянный гость: чуть-чуть люди из офисов, чуть-чуть посетители «Метрополиса»,
а в основном те, кто просто приезжают туда поесть. Хотя для торгового центра
ситуация нетипичная.
Мой опыт
работы с зарубежными брендами показал: адаптировать приходится буквально все!
Во-первых, само меню. Как сам продукт, так и его себестоимость могут сильно
измениться при «переезде» концепции из одной страны в другую. Допустим, вы
берете франшизу ресторана, работающего на морепродукте, который всегда доступен
там, и пытаетесь заставить ее работать здесь. Сразу вопрос: откуда в России
морепродукты? Соответственно, меню меняется сразу. Его надо разработать,
адаптировать под нашего потребителя, сбалансировать отходы, обеспечить хранение
данного продукта и при этом остаться в нужной ценовой категории. Причем
адаптировать под местные вкусы не менее важно, чем к местным продуктам. Приведу
пример. У меня есть партнер, владеющий итальянским рестораном в Ереване. Помню,
я был поражен, что у него 60% горячих блюд – шашлыки. А у нас, отвечает он, без
этого нельзя, никто не пойдет!
Вторая
проблема – зонирование. Зал, заполненный столами в одну линию, как это принято
на Западе, у нас работает плохо. В основном наши люди любят, чтобы пространство
было поделено на зоны. В идеале зонирование – это
четыре стола в одной зоне, то есть со своего места я вижу еще три стола.
В-третьих,
система работы. В Европе у
ресторана, как правило, есть перерыв между ланчем и ужином. У нас ресторан
открыт весь день, соответственно, их график работы персонала для нас не
подходит. Надо разрабатывать свой.
Следующий
момент – уровень персонала. В Европе даже в ресторанах средней ценовой
категории, не говоря о высшей, работают профессионалы, а у нас – студенты.
Прежде чем выпускать в зал, их надо обучить. Во франшизу это
обучение точно входить не будет.
Наконец,
надо учитывать многочисленные нюансы конкретной концепции, которые у нас могут
не годиться. В том же Lizarran гостю считают
заказ так: он берет сколько хочешь пинчосов, потом официант считает зубочистки
и определяет сумму счета. С нашими
гостями этот номер не пройдет.
Конечно,
бывает и так, что концепция, технологии нуждаются в минимальной адаптации. Например,
ресторан делает восемь стейков и больше ничего. Или производит сэндвичи, где
наполнитель – смесь продуктов, которую можно достаточно легко выполнить в любой
стране. Чем меньше эксклюзивных продуктов, которые нельзя достать на месте, тем
проще. Поэтому фаст-фуд требует меньше всего адаптации, здесь покупка
технологий обычно наиболее оправдана. Гамбургеры без проблем можно делать из нашей
говядины. А где мы возьмем, например, бифштекс из белой флорентийской коровы? В
Италии он стоит 20 евро, у нас, с учетом логистики, придется продавать по 2500
руб. Дорогой ресторан вообще привозить опасно: продукт у нас может иметь
совершенно другую цену, неоправданную даже для fine dining.
Подведем итоги. На мой
взгляд, покупка иностранной франшизы оправдана, только если ваш партнер –
серьезный сетевик, имеющий отточенные технологии, готовый показать вам реальную
экономику и разрешить адаптировать его прекрасную концепцию к суровым
российским реалиям. Но все равно узнаваемость бренда стоит всех технологий на
свете. Вы открыли «Шоколадницу» или «ILПатио» и на одном названии получили поток гостей, за
который новичок из Европы будет бороться не один год. В этом преимущество
покупки раскрученного российского продукта. Так что тем, кто обращается ко мне
за советом, я рекомендую брать франшизу российской компании.
Для журнала «Food Service»
– Вы, наверное, диск перепутали, – говорю я клиенту. Франшиза где?
– Там на диске все есть.
– Как это все?
– Ну, вот название, здесь видно, какой зал, как нарисован логотип.
– А где правила, технологии?!
– Обещали потом прислать.
Для журнала «Food Service»