То, что мы эту нишу пропустили, а Михалков с Кончаловским нашли, — это абсурд


Ресторанная управляющая компания - ресторанный консалтинг (http://restconsult.ru/ru/)
   Новости (http://restconsult.ru/news/)
      То, что мы эту нишу пропустили, а Михалков с Кончаловским нашли, — это абсурд (http://restconsult.ru/news/to_chto_my_etu_nishu_propustili_a_mihalkov_s_konchalovskim_nashli_eto_absurd.html)

 

Почему надо помогать лишь избранным, а не всем сразу — таким вопросом задаются участники рынка после того, как проекту кафе-кулинарий Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского «Едим дома!» вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал поддержку в преодолении административных барьеров. Перспективен ли бизнес-проект и какие проблемы его могут ожидать, разбиралась «Газета.Ru».

На днях вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил журналистам, что правительство окажет проекту «Едим дома!» «поддержку в ускорении отдельных бюрократических процедур на уровне регионов, Роспотребнадзора и Россельхознадзора». «Такую поддержку мы оказываем очень многим», — цитирует его агентство ТАСС.
Он пояснил, что «было обращение инициаторов проекта к президенту и его поручение рассмотреть данное предложение в контексте импортозамещения, оказать необходимую поддержку».

 

Дворкович уверяет, что проект изначально не требовал финансовой поддержки государства — «вообще ни одного рубля».

«Более того, у меня на совещании инициаторы подтвердили, что им не нужна финансовая поддержка», — отметил он.
Режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский в марте этого года написали письмо президенту России Владимиру Путину, в котором изложили концепцию проекта «общенациональной сети общественного питания», которая должна «способствовать импортозамещению» и «созданию альтернативы западным сетям фастфуда».
Авторы предлагают организовать сеть кафе-кулинарий под рабочим названием «Едим дома!», в которых можно было бы поесть и купить еды навынос. 30–40% блюд должно готовиться из региональных продуктов. Кроме того, Михалков и Кончаловский готовы поставлять еду с фабрик-кухонь в «социальные учреждения региона — детские дома, интернаты и т.п.». Лицом сети должна стать жена Андрея Кончаловского, актриса и ведущая кулинарного телешоу Юлия Высоцкая.

В качестве пилотных регионов были выбраны Московская и Калужская области. На первом этапе предполагалось открыть 2 фабрики-кухни, 41 кафе и 91 точку продажи готовой продукции. Свои расходы они оценили в 917,8 млн руб.

Денег братья не просили. В письме была более расплывчатая формулировка: «Просим поручить осуществление проекта «Едим дома!» правительству Российской Федерации».

Президент поручил Аркадию Дворковичу рассмотреть обращение. Совещание у вице-премьера прошло еще 9 апреля, по его итогам Минэкономразвития, Минпромторгу и Минсельхозу было поручено представить предложения по «комплексной поддержке» реализации проекта, но без «выделения бюджетных ассигнований».
Кредит может дать Сбербанк (или какое-то другое крупное кредитное учреждение), но под госгарантии не менее чем на 50% суммы кредита.

Администрации Московской и Калужской областей в принципе за. Ведомства свои предложения подготовили: их смысл в том, чтобы использовать существующие механизмы поддержки малого и среднего бизнеса и, как выразился Аркадий Дворкович, «ускорения отдельных бюрократических процедур».

Инициатива Михалкова-Кончаловского наделала много шуму и вызвала массу возмущенных откликов (попросили у государства миллиард!), а также породила множество шуток и интернет-мемов. Никита Михалков предпочитал отмалчиваться, а вот Андрею Кончаловскому пришлось оправдываться. «Мы не просили денег у государства, не хотели бюджетных денег, это злостная инсинуация», — говорил он. Режиссер также отверг спекуляции на тему, что они хотели конкурировать с «Макдоналдсом»: «Это все злонамеренные домыслы». По словам Кончаловского, это кафе-кулинарии, а сам он ввязался в проект, потому что «фанат здорового питания».

«Тема кафе-кулинарий достаточно развита и присутствует на рынке достаточно долго. Они здесь ничего нового не придумали. В проекте нет каких-то «закидонов», из-за которых можно было бы сказать, что он не пойдет. Он вполне может пойти», — говорит исполнительный директор Restcon Андрей Петраков.

Гендиректор компании Restconsult Сергей Миронов говорит, что сейчас кризис и рестораны закрываются, поэтому новым проектам на рынке места нет.

«Сегодня живут только профессионалы, сильные сетевики с большим опытом и административным ресурсом. Все мелкое, все новое отпадает. За редким исключением новые рестораны на сегодняшний день нерентабельны», — полагает он.

Режиссеров-рестораторов ожидает множество проблем. Прежде всего это отсутствие тех самых российских поставщиков.

«Попробуйте привезти рыбу с Камчатки! Где брать болгарский перец, баклажаны, цукини? Можно и даже нужно ориентироваться на российские продукты. Но это все сезонно либо с перебоями.
Поставщиков, которые будут постоянно что-то поставлять, просто не существует, это крайне нестабильные поставки. Сегодня есть воронежская говядина, завтра — брянская, потом она закончилась, перешли на липецкую и т.д.», — говорит Сергей Миронов.

Во-вторых, многое будет зависеть от того, какую еду будут продавать в сети, каких затрат и технологий она потребует. Ну и конечно, это качество и площадь помещений. «Многое зависит от состояния помещения. Я обычно к сделанным расчетам добавляю 20–30%», — отмечает Андрей Петраков и уточняет, что не знает, заложен ли такой процент в расчетах проекта «Едим дома!».

По оценкам экспертов, расходы на открытие небольшого бюджетного кафе могут составлять около 10 млн руб., и тогда заявленная сумма и количество точек вполне сопоставимы. Рестораны же стоят от 20 млн до 60 млн руб., говорит Сергей Миронов.

Главная проблема заявленного проекта — это отсутствие должного управленческого опыта в ресторанном деле у самих братьев, а также отсутствие у них сформированной управленческой команды.
Президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Игорь Бухаров подчеркивает, что можно управлять одним рестораном, двумя, даже пятью, но, «когда ты управляешь сетью, это другие стандарты» (у Юлии Высоцкой сейчас два ресторана в Москве).

«Все упирается в менеджмент», — соглашается Андрей Петраков. «С нуля этим управлять сложно. А учитывая, что предполагается за короткий срок открыть много точек, тут такая команда должна быть, о существовании которой я даже не подозревал в России. С нуля сколотить команду крайне сложно, пока это все притрется, пока все бизнес-процессы будут отлажены... Потенциально может быть такой страшный бардак управленческий, что весь проект накроется только из-за этого», — резюмирует он.

Профессиональных рестораторов эта история с «Едим дома!» крайне задела. Их раздражает, что с таким амбициозным проектом вышли непрофессионалы. «Почему среди рестораторов идет такая волна возмущения? Потому что есть реальные профессионалы, которые теоретически могли бы это потянуть. Сказать, что это концепция, без которой мы жить не можем, — такого нет. Если бы она была, ее давно уже кто-то реализовал бы.

Мы все смотрим, куда можно залезть, какую нишу можно найти. И то, что мы все, рестораторы, эту нишу пропустили, а Михалков с Кончаловским ее нашли, — это абсурд», — говорит Миронов.

Игорь Бухаров подчеркивает, что странной выглядит ситуация, в которой правительство собирается помогать какому-то одному проекту. «Было сказано, что им помогут преодолеть административные барьеры. Получается, что правительство понимает, что есть административные барьеры. Они хотят помочь их преодолеть одному участнику рынка, почему же не сделать это для всех? — отмечает он. — Но с другой стороны, если будет прецедент такой помощи одним, то, может быть, будут быстрее решаться вопросы и для других».

У новой концепции были бы какие-то шансы, если открывать не несколько десятков точек за два года, а по 10–15 в год. Или если в проект вошел бы какой-то сильный ресторатор, который имеет команду и административный ресурс, считают эксперты.

Но о том, что Михалков, Кончаловский или Высоцкая обращались в какой-то крупный ресторанный холдинг, с тем чтобы привлечь их в проект, на рынке никто не знает.

«Вопрос в другом: зачем это крупным сетям?» — говорит Игорь Бухаров. Сергей Миронов еще категоричнее: «Можно взять серьезного ресторатора со своей командой, который будет все организовывать. Но в этом случае на кой черт они сами там тогда нужны?»

В итоговый успех режиссеров на ресторанном поприще никто не верит. Эксперты указывают на то, что большинство случаев, когда непрофессионалы пытаются сами заниматься ресторанным бизнесом, заканчиваются потерей денег и закрытием проекта.

http://www.gazeta.ru/business/2015/04/23/6653029.shtml