В ожидании боржоми

Участники рынка говорят, что за время действия запрета место боржоми уже заняли другие кавказские воды российского производства, однако, по их мнению, грузинской минералке будет по силам вернуть себе прежнюю долю рынка.

В мае 2006 года Роспотребнадзор запретил продажу минеральной воды и вина грузинского производства, сославшись на то, что они не соответствуют стандартам безопасности и качества. Маркой «Боржоми» владеет компания Georgian Glass & Mineral Water (GG&MW). Помимо завода в Грузии компании принадлежат украинские предприятия, выпускающие бутилированную воду под марками «Моршанская» и «Миргородская». По данным «Бизнес Аналитики», по итогам 2005 года на боржоми приходилось 13,5% розничных продаж в Москве, а по итогам первого полугодия 2006 года — 10%. На момент введения запрета боржоми занимала третье место по продажам среди всех производителей бутилированной воды после BonAqua (Coca-Cola) и Aqua Minerale (PepsiCo).

По словам Геннадия Онищенко, снятие ограничений на грузинскую продукцию, если таковое произойдет, начнется именно с боржоми. «Я жалею, что боржоми исчезла с российского рынка, так как это хороший медицинский препарат; жаль, что цивилизованные владельцы «Боржоми» не смогли довести дело до того, чтобы этот напиток был нормальным и соответствовал бы всем требованиям качества», — подчеркнул глава Роспотребнадзора. Он уверяет, что от владельца бренда пока не поступало никаких предложений по возврату воды на российский рынок. Представители GG&MW вчера не смогли прокомментировать перспективы возвращения своей продукции в Россию.

Участники рынка отмечают, что за время отсутствия боржоми в России ее ниша уже занята другими производителями. «Отчасти это произошло за счет увеличения долей BonAqua и Aqua Minerale, а также роста продаж вод с российского Кавказа», — говорит коммерческий директор «Нарзана» Сергей Егоркин. Данные «Бизнес Аналитики» показывают, что в январе—октябре 2008 года лидерами продаж на рынке минеральной и питьевой воды являлись BonAqua — 17% в стоимостном выражении, Aqua Minerale — 15%, «Архыз» (ЗАО «Висма») — 5%, «Нарзан» (ОАО «Нарзан») — 5%, «Новотерская» (ЗАО «Кавминводы») — 4%.

Г-н Егоркин считает, что перспективы боржоми вернуть себе долю в России будут зависеть от того, в каком ценовом сегменте будет позиционироваться вода в случае возвращения. Директор по оперативному маркетингу «Висмы» Наталья Селезнева полагает, что сегодняшняя стоимость боржоми в России может быть сопоставима с «Ессентуками» — 22 руб. за стеклянную бутылку 0,5 л или 30 руб. за 1 л. «Хотя мне кажется, что при повторном вхождении лучше начать продаваться по меньшей цене, а потом ее повышать», — рассуждает г-жа Селезнева. В целом, если боржоми вернется, ей удастся со временем выйти на примерно тот же объем продаж, который был прежде, считает эксперт: «У GG&MW очень сильная команда: в свое время им удалось добиться хорошей представленности в HoReCa, чего не получилось у других производителей».