Ставка на «Черную карту»

Strauss Group — один из лидеров рынка обжаренного и молотого кофе в Центральной и Восточной Европе. Выручка компании в 2007 году составила 5,9 млрд шекелей (1,65 млрд долл.), чистая прибыль — 274,7 млрд шекелей (77,1 млн долл.). В России компания владеет фасовочным заводом в Московской области и кофейной маркой «Элит», продажи которой, по собственным оценкам, составляют 60 млн долл.

Согласно заявлению Strauss Group, приобретая российские марки «Черная карта» и «Каффа», компания сможет довести обороты кофейного бизнеса в России до 120 млн долл. в год и стать одним из лидеров кофейного рынка. Сейчас первое и второе места по объемам производства кофе делят между собой два транснациональных игрока — Nestle и Kraft Foods соответственно. «Эта сделка осуществляется в рамках стратегии развития нашей компании на быстрорастущих кофейных рынках», — заявил президент Strauss Group Эрез Вигоман. По его словам, фасоваться торговые марки будут на собственных мощностях компании и по аутсорсингу. Участники рынка не исключают, что производство «Черной карты» и «Каффы» продолжится на заводе Cosant в Одинцовском районе Московской области.

«Это знаковая для рынка сделка, — считает руководитель ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантуриа. — В этом году мы ждем выхода на кофейный рынок индийской компании Tata Group, после этого небольшим игрокам станет очень трудно выживать и выходить на рынок». По его словам, компания выбрала удачные известные бренды и вполне может претендовать на третье место на кофейном рынке России. «Кроме того, сегмент растворимого сублимированного кофе, в который пришла Strauss, наиболее быстрорастущий», — добавляет г-н Чантуриа.

По экспертным оценкам, объем российского рынка кофе в натуральном выражении растет на 5% в год и на данный момент составляет 125—130 тыс. т. В натуральном выражении наибольший объем продаж приходится на сублимированный кофе. В стоимостном выражении его доля 50%.

«Strauss Group давно была заинтересована в российском рынке и давно вела переговоры, в том числе и с нами», — рассказал РБК daily генеральный директор «Монтана кофе» Александр Малчик. Но, по его словам, стороны не нашли общий язык, так как израильтянам нужен был более массовый сегмент. «Странно, что они не приобрели всю компанию вместе с производством, — добавляет г-н Малчик. — Возможно, Strauss не устроило техническое оснащение заводов. В таком случае вероятно, что у них есть на примете в России другие активы — возить кофе сюда откуда бы то ни было крайне невыгодно».

Strauss Group владеет в России одним брендом «Элит», который не занимает значимых позиций на рынке, считает исполнительный директор Организации производителей кофе в России Ирина Капышева: «Он был довольно популярен в 90-е годы, однако сейчас его почти не видно». По ее словам, конкуренции между брендами внутри компании не должно возникнуть. «Думаю, Strauss собирается инвестировать большие суммы в Россию, в том числе в маркетинг. При правильном продвижении, она разнесет все три бренда по разным категориям», — уверена г-жа Капышева.