Пивоварам стало тесно в России


Ресторанная управляющая компания - ресторанный консалтинг (http://restconsult.ru/ru/)
   Новости (http://restconsult.ru/news/)
      Пивоварам стало тесно в России (http://restconsult.ru/news/Pivovaram_stalo_tesno_v_Rossii.html)

Так, например, компания «Балтика» стала владельцем крупнейшего игрока на рынке Азербайджана Baku Castel и договорилась о контрактном производстве своего одноименного бренда в Узбекистане; SABMiller вышла на рынок Украины, купив завод «Сармат»; Heineken занялась укреплением своих позиций на белорусском рынке, а Efes объявила о партнерстве с грузинской компанией «Казбеги». Причина такого интереса пивоваров к странам СНГ, по мнению экспертов, очевидна: на фоне замедления роста потребления пива в России рынки соседних стран еще далеки от насыщения.

То, что рынок пива в России будет стагнировать, пивовары предрекали еще в прошлом году, однако аномально теплая зима отодвинула негативные прогнозы. Напротив, по оценкам Союза российских пивоваров (СРП), в 2007 году объем российского рынка пива вырос на 16% и составил 1,16 млрд дал — это самый большой рост рынка за последние десять лет. Между тем по итогам этого года, даже несмотря на в общем-то тоже нехолодную зиму, пивовары не прогнозируют роста рынка пива более чем на 3—5%. По данным Росстата, с начала этого года производство пива в России постепенно снижалось, а в апреле вообще упало на 1,4%. Уход в минус был зафиксирован официальной статистикой впервые за последние 13 лет.

В отличие от России, где ежегодное потребление пива уже приблизилось к европейским показателям — свыше 80 л на человека, в граничащих с нею странах эта цифра пока остается заметно ниже. Так, например, в Азербайджане она составляет всего 6 л на человека при ежегодном росте рынка в 14%. Такие данные в мае привела компания «Балтика», сообщив о покупке местного лидера рынка Baku Castel, на долю которого приходится около 70% продаж пива в стране. В компании не скрывают, что собственное предприятие в Азербайджане станет форпостом для экспансии пива «Балтика» и на соседние рынки. Тем не менее в Узбекистане, где среди стран СНГ самый высокий акциз на импортное пиво, «Балтика» предпочла производить свои марки по контракту с местным производителем Sarbast Plus — соглашение было подписано 23 мая.

Другие пивовары в мае были также активны в освоении соседних с Россией рынков. Голландская Heineken в этом году сделала ставку на рынок Белоруссии. В конце прошлого года компания приобрела второго по величине местного игрока «Сябар» с долей рынка порядка 16%, а в мае договорилась о вхождении в капитал «Речицапива» (8% рынка) — через допэмиссию компания будет контролировать 51% предприятия. SABMiller отметилась выходом на рынок Украины через покупку ЗАО «Сармат», занимающего 5% местного рынка. Турецкая Efes сосредоточила усилия в Грузии. В минувший четверг компания сообщила о партнерских отношениях с местным производителем пива «Казбеги», занимающим 39% местного рынка. В феврале же этого года Efes стала лидером местного рынка, купив ООО «Ломиси», контролировавшее 42% продаж.

Большое внимание к рынкам СНГ в самих пивоваренных компаниях объясняют не только замедлением роста пива в России. «Местные рынки сейчас на той же стадии развития, что и рынок пива в России 5—7 лет назад, поэтому там можно прогнозировать устойчивый рост на ближайшую перспективу», — говорит руководитель пресс-службы «Балтики» Алексей Кедрин. По мнению пресс-секретаря российского офиса Efes Андрея Малафеева, при маркетинговых усилиях транснациональных игроков на территории соседних с Россией стран можно достичь двукратного увеличения потребления пива в год.

Глава исполкома СРП Вячеслав Мамонтов сравнивает нынешнюю экспансию пивоваров на рынки СНГ с их выходом на российский рынок: «Сначала они обзаводились производствами на европейской территории страны и оттуда везли пиво за Урал, а потом стали покупать и строить предприятия в Сибири и на Урале. Сейчас по такому принципу они начинают действовать и в странах СНГ, замещая экспорт из России пивом, произведенным на собственных местных предприятиях».