Пивные «рекорды» и предпочтения россиян


Ресторанная управляющая компания - ресторанный консалтинг (http://restconsult.ru/ru/)
   Новости (http://restconsult.ru/news/)
      Пивные «рекорды» и предпочтения россиян (http://restconsult.ru/news/Pivnye_rekordy_i_predpochtenija_rossijan.html)

Чтобы говорить о перспективах текущего, стоит отметить итоги прошедшего года, а он стал для представителей пивоваренной отрасли России рекордным по количеству произведенной продукции. Показатели остановились на примечательных трех девятках, которые явили собой недосягаемую до сих пор цифру - 999 млн дал пива. Это на 49 млн дал больше запланированного в начале года и почти на 90 млн дал превысило позапрошлогодний максимум.

В Министерстве экономического развития откровенно не ожидали такой прыти от отечественной пивоваренной отрасли. Показатели в 1 млрд дал прогнозировали только к 2009 году. Однако данные Росстата, обнародованные в понедельник, установили, что отечественные пивовары «наварили» в ушедшем году на 9,8% больше, чем в 2005 году, когда было произведено 909,9 млн дал.

Еще в начале 2006 года в Минэкономразвития прогнозировали выпуск пива в объеме не более 950 млн дал. И только эксперты Союза пивоваров России были куда оптимистичнее в своих прогнозах. Весной прошлого года они заявили, что рост производства составит 4-6% относительно предыдущего года, а затем и вовсе замахнулись на объемы в размере 8-10%. Практика показала, что слова подкрепились делом.

Как раз другое дело, что российские чиновники постоянно поднимают тему разработки и принятия нового федерального закона о запрете на распитие пива на улицах, в скверах и других общественных местах. Во многих регионах местные власти предпринимают конкретные шаги в этом направлении. Побуждают их на такие меры «пивные рекорды», которые ставит население. К примеру, в Вологде, по информации наркологов, на душу населения приходится 100 литров пенного напитка в год! И это больше, чем в среднем по России.

Кстати, до 1995 года в России продажи и употребления пива законы не касались вовсе. Никаких ограничений не было. Сегодня рекламу пенного напитка показывают только поздним вечером и не размещают в радиусе ста метров от образовательных и прочих социальных учреждений, а также в общественном транспорте. Однако с точки зрения закона, парки, скверы и городские улицы пока все еще открыты для любителей пенного напитка.

По данным компании ROMIR Monitoring, лидером потребительских предпочтений российского рынка пива уже на протяжении нескольких лет остается марка «Балтика» (ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», Санкт-Петербург), на долю которой приходится 29 % от числа всех потребителей. Наряду с этой компанией лидером продаж является производитель SUN Interbrew - пиво «Клинское» (более 16 %), затем следует «Жигулевское» от разных производителей (14 %) и «Сибирская корона» (SUN Interbrew, около 8 %). Кроме того, во многих регионах довольно прочные позиции занимают марки местных производителей. И, по прогнозам бизнес-аналитиков, такая расстановка сил едва ли изменится в ближайшее время.

Как уже говорилось выше, в начале 2006 года специалисты недооценили потенциал рынка: многими представителями отрасли высказывалось мнение, что увеличение выпуска пива составит не более 4-5%. Это во многом связано с тем, что период значительного роста производства пришелся на вторую половину года. Так, если в июне динамика рынка соответствовала ранее прогнозируемым цифрам - 5,8% (см. ил. №1), - то в каждом следующем отчетном месяце второго полугодия темпы прироста увеличивались. В итоге, эта тенденция и сформировала итоговый показатель за прошлый год.

«Рост реальных располагаемых денежных доходов населения положительно сказался на росте оборота розничной торговли», - утверждает аналитик «Уралсиба» Андрей Никитин. «В Европе нет ни одной страны с такими показателями оборота розничной торговли», - констатирует ведущий эксперт Центра экономических и финансовых исследований Игорь Поляков. Так, по данным Росстата, оборот розничной торговли по сравнению с 2005 годом вырос на 13% (в 2005 году - 12,8%).

Как считают в Союзе российских пивоваров, на алкогольном рынке эта тенденция связана со снижением продаж крепкого алкоголя (прежде всего, водки) в пользу натурального вина и пива, то есть сравнительно более дорогих категорий в пересчете на 1 л чистого спирта. «Причинами более активного роста рынка стали необычно теплая погода в некоторых регионах страны и улучшение благосостояния населения, которое по мере роста доходов переключается с крепкого алкоголя на более легкие спиртные напитки - вино и пиво», - прокомментировал Председатель Совета Союза Виктор Пятко. Кстати, сегодня россиянин потребляет, в среднем, 65 л пива в год.

Справка: "Производство пива в 2006 году"


Производство пива в 2007 году