Петербургские рестораторы потеряли $15 млн оборота

Из-за проблем с поставками алкоголя петербургские рестораторы недосчитались в июле примерно $15 млн. В большинстве ресторанов до сих пор трудно купить импортное вино или виски. После завершения кризиса эксперты прогнозируют рост цен, поскольку рестораторы и дистрибуторы захотят компенсировать свои убытки.

Введенная в России с 1 июля этого года система ЕГАИС обрушила рынок импортного алкоголя. Из-за отсутствия марок нового образца с прилавков магазинов и из меню ресторанов исчезли иностранные напитки. Перебои с введением ЕГАИС и отсутствие марок на иностранный алкоголь привели к тому, что уже практически месяц выпивка не поставляется в рестораны, говорит директор по развитию дистрибутора “Петербургская широта” Максим Черниговский. Рестораторы, на месяц лишенные поставок спиртного, считают убытки. Раньше средний чек составлял 1500-2000 руб. с одного посетителя, но из-за проблем с новыми акцизами и отсутствия вина эта сумма снизилась до 1000 руб. с человека, сетует администратор “Мадридского двора” Ольга Сергеева. Вместо обычных 60 позиций вин этот ресторан предлагает посетителям всего шесть российских марок. За месяц сеть “Васаби” недополучила примерно 2,7 млн руб. выручки, сетует управляющий ресторанами “Васаби” Руслан Галиуллин.

Для хозяина компании “Конкорд кейтеринг”, владеющей несколькими ресторанами, Евгения Пригожина введение новых акцизов стало неожиданностью и к 1 июля компания не успела подготовить запасов алкоголя, утверждает он. В баре “Атташе” подготовились к кризису, однако запасы, по словам хозяйки бара Алены Пяк, иссякли примерно к середине июля.

Алкоголь обеспечивает ресторану примерно 30-40% оборота, говорит один из участников рынка. По оценке президента Петербургской ассоциации барменов Алексея Шапошникова, из-за отсутствия алкоголя выручка рестораторов сократилась в среднем на 30-50%. С этой оценкой согласен директор ресторана “Палкинъ” Антон Меркулов.

Гендиректор компании Restcon Андрей Петраков оценивает недополученную предприятиями общепита выручку примерно в $15 млн.

Рестораторам ничего не остается, как ждать разрешения ситуации, полагает менеджер бара “Шемрок” Елена Гаврилова. В ее заведении ассортимент сократился примерно на 90%.

В “Васаби” не возражают, если посетители приходят со своим хорошим вином или коньяком, говорит Галиуллин. Однако такие случаи не часты, уточняет он. А управляющий крупного петербургского ресторана утверждает, что его посетители не почувствовали дефицита. “Просто теперь мне приходится прилагать больше усилий, чтобы поддерживать винную карту, — договариваться с поставщиками, которые уже получили новые марки, платить вовремя”, — поделился собеседник. Хотя до прежних объемов далеко и вместо шести бутылок итальянского вина тебе могут привезти только три, добавляет он.

Рестораны, не успевшие зарегистрироваться в ЕГАИС, лишились привычных каналов поставок. Рестораны Goa, Blow up и комплекс “пятый уровень”, входящие в компанию “Паблик фудс”, лишь на прошлой неделе получили регистрацию, до этого, по словам гендиректора “Паблик фудс” Павла Мацкина, они были вынуждены покупать алкоголь в розничной сети. В ФНС из-за большого наплыва поставщиков и рестораторов образовались очереди, жалуется Пяк из “Атташе”.

По прогнозам экспертов, после завершения кризиса цены на алкоголь вырастут. Некоторые дистрибуторы уже повысили цены на 10%, говорит один из петербургских рестораторов. Петраков из Restcon не видит причин для повышения стоимости выпивки больше чем на 10%. А Галиуллин прогнозирует повышение цен примерно на 20%. По его словам, ради компенсации своих убытков цены поднимут как дистрибуторы, так и сами рестораны. “Петербургская широта”, по словам Черниговского, недополучила за месяц примерно 500 000 руб. выручки.

Если бы ситуация с введением ЕГАИС возникла не летом, потери были бы гораздо серьезнее, полагает Пяк. По ее словам, лето — низкий сезон по продажам крепкого алкоголя, посетители чаще покупают пиво. И это частично компенсирует потери. С ней согласна Гаврилова из “Шемрока”. По ее словам, летом оборот ее ресторана во многом обеспечивают туристы, которых в городе сейчас много. “Неприятно, конечно, что мы не можем предложить посетителям былого разнообразия, но гости пьют, что есть”, — говорит она.

Впрочем, регулирование алкогольного рынка приносит рестораторам не только вред. 1 июля вступил в силу закон “Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге”, который запрещает продажу алкоголя в магазинах после 23 часов и до 7 утра. Теперь те, кто не успел купить алкоголь, могут пойти в бары и рестораны. У демократичных заведений, работающих ночью, увеличится количество посетителей, прогнозирует гендиректор Restcon Андрей Петраков. Средний ресторан, по его словам, может рассчитывать максимум на 10-15 новых гостей. Однако рестораторы не ждут большого притока новых посетителей. “Основная масса людей, которые бегут ночью в магазин, чтобы добавить, — не наша целевая аудитория”, — говорит Мацкин из “Паблик фудс”. Пяк тоже считает, что люди будут запасаться спиртным заблаговременно. А в “Васаби” уже почувствовали действие закона. “Уже были случаи, когда к нам в рестораны приходили люди и покупали водку с собой”, — рассказывает Галиуллин.

По данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга, на начало 2006 г. в городе работало около 5000 заведений общепита. Оборот этого рынка за 2005 г. составляет 13,1 млрд руб, в I квартале 2006 г. — 3,6 млрд руб. Новый закон об обороте алкоголя предусматривает введение единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкогольной продукции (ЕГАИС). На все бутылки с алкогольной продукцией наклеиваются марки нового образца. На них, в свою очередь, наносится штрих-код, содержащий информацию о производителе, виде и наименовании продукции, содержании спирта и т. д., а потом вся эта информация по Интернету передается в Федеральную налоговую службу (ФНС). Получив товар или отгрузив его в розницу, оптовый торговец тоже обязан проинформировать об этом налоговиков через ЕГАИС. В ЕГАИС должны зарегистрироваться и рестораны.