«Настоящая водка производится только в России»


Ресторанная управляющая компания - ресторанный консалтинг (http://restconsult.ru/ru/)
   Новости (http://restconsult.ru/news/)
      «Настоящая водка производится только в России» (http://restconsult.ru/news/Nastojaschaja_vodka_proizvoditsja_tolko_v_Rossii.html)

Несмотря на то что в последнее время почти все крупные производители водки Санкт-Петербурга снизили объемы выпуска, компания «Ладога» решила сосредоточиться исключительно на своем основном алкогольном бизнесе, для чего сворачивает непрофильные проекты, в том числе и девелоперские. О перспективах алкогольной розницы, переговорах по покупке регионального производства и способах привлечения инвестиций корреспонденту РБК daily МАРГАРИТЕ РАХНОВОЙ рассказал президент ОАО «Промышленная группа «Ладога» ВЕНИАМИН ГРАБАР.

— Что будет предпринимать «Ладога» на фоне общих изменений на рынке водки? Будет ли осваивать выпуск новых продуктов?

— По нашим оценкам, рынок крепкого алкоголя не сокращается, просто в силу отсутствия должного контроля над рынком государства ощутимо выросла доля нелегального алкоголя. В Петербурге все крупные компании снизили производство алкоголя по своим причинам, у нас это объяснялось переходом в более дорогой сегмент. Недавно мы вывели новую линейку водок и настоек Prestige, начали производство коньяков. За счет этого нам в этом году удалось восстановить уровень объемов 2006 года, но уже в более дорогом сегменте. Например, водки и ликероводочных изделий компания «Ладога» произвела на 21% больше, чем в прошлом году, а коньяка — на 100%. Производство вина не входит в наши ближайшие планы, зато сейчас у нас есть хорошая линейка вермутов из европейских виноматериалов. По ним тоже есть прирост 10—15%.

— А слабоалкогольные напитки вам интересны?

— У нас нет никакого желания выходить на этот рынок. Я не знаю ни одного примера, когда водочная компания успешно занималась слабоалкогольными коктейлями, хотя выпускали их многие. Во-первых, это абсолютно разная логистика — товар более объемный в натуральном выражении, совершенно другая база сбыта. Коктейли продаются в основном там, где нельзя торговать крепким алкоголем. Во-вторых, законодательная база этот рынок практически убила.

— Реконструкция производства или его расширение будет проводиться?

— Все программы по реконструкции и дооснащению производства нами уже закончены в 2007 году. За три года мы вложили в них около 15 млн евро. Завод сейчас полностью соответствует нашим требованиям. Мощности построены с заделом, при желании мы можем в течение месяца удвоить производство. То есть если в этом году мы планируем произвести более 2 млн дал, то реально мы можем выпустить около 4 млн дал.

— Как развивается подразделение «Ладоги», занимающееся импортом?

— Не скрою, импортировать продукцию из-за рубежа сейчас стало гораздо сложнее. Было отменено лицензирование, и если раньше на рынке работали десятки импортеров, то сейчас их сотни, если не тысячи. У нас своя стратегия в работе: мы не стремимся стать крупным оптовиком импортной продукции. Мы работаем с ней, чтобы сбалансировать нашу продуктовую линейку и предложить потребителю более широкий пакет. Клиенту удобнее, когда в одном заказе он может получить все и сэкономить на логистике.

— Сейчас активно развиваются сети по торговле алкоголем. У вас есть что-нибудь подобное в планах?

— У нас есть два своих магазина в Петербурге, может быть, мы откроем еще один в Москве. Но это специализированные бутики, где мы можем представить свой продукт, провести дегустацию. Они работают скорее для наших корпоративных клиентов, чем для массового потребителя. Хотя магазины и рентабельны, мы не планируем развивать это направление, так как розничная торговля совершенно не профильный для нас вид бизнеса. «Ладога» — производственная компания.

— Как продвигается региональная программа? Чем региональный рынок отличается от столичного?

— Сегодня у компании «Ладога» 150 партнеров, с которыми мы работаем напрямую; продажи стабильно растут. Региональный рынок принципиально не отличается от московского и петербургского, не считая того, что в этих двух городах выше доля сегмента premium. Хотя, например, в Ханты-Мансийске и Сургуте его доля на душу населения еще выше. Наша премиальная водка «Царская» уходит туда большими партиями.

— Не планируете ли вы приобретение какого-нибудь регионального завода?

— Мы сейчас ведем переговоры с одним из предприятий за Байкалом, они находятся в стадии завершения. В последнее время серьезно подорожала логистика, и, думаю, поэтому для регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока экономически целесообразно производить недорогие бренды максимально ближе к потребителю.

— В Красноярске продавалось несколько заводов, вам они не были интересны? «Веда», например, собиралась участвовать в тендере...

— Понимаю, о чем вы говорите. По правде говоря, это были три предприятия, находящиеся сейчас в состоянии крайнего упадка и с очень большими долгами. Потом Красноярск — это не так далеко, как нам нужно. Как раз туда логистика налажена. А вот поставлять продукт на Дальний Восток, Сахалин, Камчатку — занятие, прямо скажем, весьма недешевое.

— Каковы позиции «Ладоги» на зарубежных рынках?

— Прирост экспорта в этом году составил 36%. Мы поставляем водку напрямую более чем в 30 стран мира, в том числе в США. Так как многие наши партнеры работают на международном уровне, фактическая зона реализации нашего продукта еще больше.

— Как бы вы оценили перспективы зарубежных водок на российском рынке? Таких марок, как Absolut или Finlandia?

— Они перестали быть экзотикой, и сегодня их позиции слабы. Уже понятно, что настоящая водка производится только в России, за рубежом используют совершенно другие технологии, другой спирт и другую воду. Сейчас зарубежные игроки предпочитают покупать российские заводы или бренды. Нас ждет серьезная консолидация рынка. Масса мелких заводов все равно останется, но лидеров будет пять-десять компаний.

— Вам предложения поступали?

— Они периодически поступали всем крупным игрокам. Купить можно все, вопрос в цене. Хотя российский рынок алкоголя сегодня недооценен.

— А как вы оцениваете перспективы украинских производителей?

— Я считаю, что пик интереса к продукции украинских производителей позади. Им действительно повезло — их креативность и успешный маркетинг наложились на ситуацию с акцизными складами. В итоге они получили преимущество — их продукция, не задерживаясь на складе, без прохождения региональных проверок с непонятными системами качества быстрее попадала к потребителю. Плюс не было удорожания — каждая бутылка водки российского производителя из-за акцизного склада дорожала на 5 руб. Как только все оказались в равных условиях, доли украинских производителей стали неуклонно падать. Многие пытались остановить эту тенденцию, открыв производство в России, но, не подкрепив это никакими маркетинговыми шагами, они лишились своей главной фирменной привлекательности. Их водка сегодня ничем не отличается от водки расположенных рядом московских производителей.

— Какие у «Ладоги» есть еще бизнес-интересы помимо алкогольного?

— Не скрою, у нас было много проектов в сфере строительства и инжиниринга, но в итоге мы решили не распылять наши силы и средства. Поэтому сейчас мы сворачиваем или реализуем эти проекты для того, чтобы сосредоточиться на нашем основном и профильном виде деятельности и аккумулировать финансовые ресурсы для нашего дальнейшего развития и реализации будущих планов.

— Какие именно проекты?

— Два коттеджных поселка, бизнес-центр, несколько жилых домов, торговые площади. Сейчас почти все из этого продано.

— В каком состоянии находятся ваши планы по привлечению инвестора или по выходу на биржу?

— Это вопрос не этого года, сейчас не очень благоприятная конъюнктура на рынке. На оперативную деятельность и расширение производства нам вполне хватает собственных средств. Привлечение стороннего финансирования необходимо, как правило, для реализации стратегических планов. Сегодня на покупку среднего регионального завода нужно 15—25 млн долл., и на создание сильного федерального бренда требуется столько же. Мы с нашими консультантами разрабатываем модель привлечения инвестора: возможно, мы приобретем какие-нибудь заводы, возможно, с кем-то объединимся. Рынок непостоянен, и планировать заранее что-то очень тяжело. Понятно только то, что следующий год для компании «Ладога» будет годом перемен.

Вениамин Грабар родился 1 июня 1966 года в Ленинграде. В 1988 году окончил Военно–инженерную космическую академию им. Можайского по специальности «радиоинженер». После окончания академии проходил службу в Космических войсках. В период с 1992 по 1996 год занимал руководящие должности на предприятиях алкогольной отрасли Санкт-Петербурга. С 1996 по 1998 год работал в должности гендиректора ЗАО «Русский водочный торговый дом «Росалко–Нева». С 1998 по 2000 год — помощник первого вице–губернатора, председателя комитета экономики и промышленной политики администрации Санкт–Петербурга. Занимался вопросами регулирования алкогольного рынка, организовал в Петербурге систему учета и контроля за оборотом алкогольной продукции. С 1 ноября 2000 года по настоящее время занимает должность президента ОАО «Промышленная группа «Ладога».