InBev сдувает пену

В качестве наиболее вероятного покупателя называется SABMiller, которая пока имеет скромную долю российского рынка по сравнению с остальными транснациональными пивоварами. Если такая сделка состоится, SABMiller станет вторым по величине игроком на российском пивном рынке с долей рынка примерно 28%, в стоимостном выражении обойдя своих ближайших конкурентов Efes и Heineken.

Вчера Anheuser-Busch InBev представила финансовые результаты за 2008 год, в соответствии с которыми ее чистая прибыль снизилась на 41,4% по сравнению с 2007 годом, до 1,29 млрд евро. Выручка компании при этом увеличилась на 11,6% и составила 16,1 млрд евро, операционная прибыль выросла на 2,6%, до 4,02 млрд евро. Общемировой объем проданного A-B InBev пива снизился по итогам года на 0,8%. На территории стран Восточной Европы спад составил 6,1%, причем лидерами снижения были Украина и Россия. «На этом рынке объемы падали очень сильно, особенно в четвертом квартале, — отмечает аналитик KBC Securities NV Вим Хост. — InBev мало инвестирует в бренды, и в целом ясно, что в России у нее большие проблемы».

На этом фоне FT написала вчера, что A-B InBev может рассмотреть возможность продажи своего подразделения в России и на Украине. На такой шаг, по мнению газеты, компанию толкают большие долговые обязательства, которые сегодня составляют 56 млрд долл. До конца этого года компании необходимо погасить краткосрочный кредит в 3 млрд долл., который был привлечен на оплату сделки по покупке в прошлом году американской Anheuser-Bush. Сделка была завершена в ноябре 2008 года и обошлась InBev в 52 млрд долл.

«Одним из возможных покупателей российских и украинских активов могла бы стать SABMiller, которая держит только 6% российского рынка пива, но хотела бы иметь большую долю», — цитирует FT аналитика Bernstein Research Тревора Стирлинга. По данным «Бизнес Аналитики», в 2008 году SABMiller имела 10% пивного рынка РФ по стоимости.

В головном офисе A-B InBev РБК daily подтвердили, что действительно рассматривают возможность избавления от определенных активов, чтобы рефинансировать затраты на приобретение Anheuser-Busch. «Однако на данном этапе мы не можем прокомментировать, какие конкретно подразделения это могут быть», — сообщила руководитель департамента по связям с общественностью компании Марианна Амссомс. Главный офис SABMiller оставил запрос РБК daily без ответа.

Российский бизнес A-B InBev, по мнению западных аналитиков, оценивается в 6 млрд долл. По данным «Бизнес Аналитики» за 2008 год, компания контролирует 18% рынка, занимая на нем второе место после «Балтики» (Carlsberg), у которой 38% по стоимости. Основными активами InBev в России являются заводы в Клину (Московская обл.), Волжском (Волгоградская обл.), Омске, Перми, Саранске (Мордовия), Иванове, Курске, Новочебоксарске, Санкт-Петербурге и Ангарске (Иркутская обл.). Их общая мощность составляет порядка 35 млн гектолитров пива в год. В портфель брендов входят марки «Сибирская корона», «Клинское», «Толстяк», «Волжанин», Stella Artois, Staropramen и др.

Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко сомневается в том, что InBev решится на продажу активов в России: «Я считаю, что было бы глупостью с их стороны терять второе место на одном из крупнейших в мире пивных рынков». По его мнению, с точки зрения продажи бизнеса есть много европейских рынков пива, которые по прибыльности и росту менее интересны, чем Россия.

Директор по маркетингу «Очаково» Алексей Воинов считает, что InBev в последнюю очередь будет предлагать к продаже российский бизнес: «Но даже если все же это произойдет, я думаю, что в условиях экономического кризиса покупатель активов, кто бы им ни был, будет просить до 50% дисконта». Впрочем, менеджер одной из крупных пивоваренных компаний, напротив, считает вариант перехода российского бизнеса InBev в SABMiller вполне допустимым.