Фастфуд быстро восстановился
Посещаемость
заведений вышла на уровень 2019 года
В
отличие от ресторанов полного обслуживания, баров и кафе сегмент фастфуда уже
смог оправиться от кризиса. По итогам января—июня в заведениях быстрого питания
поток посетителей был всего на 1% ниже, чем в 2019 году, в то время как вся
отрасль потеряла 11%. Такие точки смогли удержать объемы за счет доставки,
которую начали развивать еще до пандемии, и перетока клиентов демократичных
кафе и ресторанов.
“Ъ” ознакомился с отчетом NPD Group, в котором
говорится, что в январе—июне трафик в российских заведениях фастфуда оказался
всего на 1% ниже, чем за тот же период докризисного 2019 года. При этом из всех
заведений общепита точки быстрого питания выбирал 51% россиян, тогда как двумя
годами ранее эта доля не превышала 46%.
В текущий кризис фастфуд восстанавливается быстрее,
чем весь рынок общепита, подчеркивают аналитики NPD Group. По их оценкам, в
целом по индустрии в первом полугодии трафик сократился на 11% по сравнению с
январем—июнем 2019 года. Наибольшие потери наблюдаются в ресторанах полного
обслуживания, где посетителей стало на 32% меньше. Бары и пабы потеряли 31%
клиентов, столовые — 26%, кафетерии и пекарни — 9%.
В ГК «Шоколадница» говорят, что трафик сети в целом
восстановился, но остаются отдельные заведения, которые не вышли на докризисный
уровень. В «Теремке» количество посетителей пока на 10% ниже, чем в 2019 году,
уточнил совладелец сети Михаил Гончаров. В «Макдоналдсе», KFC и Burger King
данные не предоставили.
Сильнее всего кризис ударил по заведениям среднего
ценового сегмента, чьи посетители столкнулись с самым сильным падением доходов.
«Те, кто раньше питался в кафе и недорогих ресторанах,
теперь выбирают фастфуд»,— поясняет основатель ресторанов «Мясо & рыба» Сергей Миронов.
Восстановление трафика у заведений фастфуда произошло
за счет невысокого среднего чека, что очевидно на фоне снижения доходов
населения, отмечает эксперт рынка фуд-сервиса российского отделения NPD Group
Марина Лапенкова. Сегменту быстрого питания проще удерживать низкие цены за
счет технологии производства и использования замороженных продуктов и
полуфабрикатов, поясняет Михаил Гончаров.
Кроме того, заведения быстрого питания еще до кризиса
начали развивать доставку, в то время как ресторанам полного обслуживания во
время ограничений, связанных с пандемией, приходилось закрываться полностью,
отмечает Сергей Миронов. По его словам, после каждого снятия запрета на работу
отрасли ресторанам приходилось начинать работу с нуля: договариваться с
поставщиками и арендодателями, нанимать персонал. «Работники ресторанов,
столкнувшись с закрытиями заведений, стали опасаться вновь остаться без работы,
поэтому мы наблюдаем переток рабочей силы в доставку и фастфуд, которые не
прекращают работу при ограничениях из-за коронавируса»,— поясняет ресторатор.
По данным Росстата, объем рынка общепита в первом
полугодии 2021 года даже превысил показатели первой половины докризисного 2019
года — 853 млрд против 839 млрд руб.
Михаил Гончаров считает, что совокупная выручка всей
отрасли выросла за счет увеличения среднего чека на фоне инфляции и открытия
новых заведений «Макдоналдса», KFC и Burger King.
В «Макдоналдсе» подтвердили, что с начала пандемии
значительно увеличилось количество их заведений. Но пока россияне все равно
стараются сократить походы в заведения общепита, поэтому посещаемость
по-прежнему меньше желаемого, говорит господин Гончаров.