Cultura.menu Чай-чай, выручай! Сергей Миронов о «правилах чаевых» в России

Чай-чай, выручай! Как давать, кому и сколько, если речь идёт про … чаевые? Что делать, когда гость хочет поблагодарить лично повара, и дойдут ли деньги до адресата? На эти и другие вопросы отвечает владелец холдинга РестКонсалт и сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов. Куда уходят деньги? В разных заведениях чаевые распределяются по-разному. Нередко они идут в общую «копилку», откуда уже расходятся по разным людям. Другая «форма» - официант не сдаёт деньги в общий «котёл», но после смены делится, с кем положено. Третий вариант: весь «чай» он забирает себе. Лично я сторонник последнего подхода. Потому что, если официант раздаёт чаевые другим, он невольно коррумпирует людей. Допустим: даёт чаевые менеджеру. А тот – его наказывает, выстраивая работу. А теперь поведение менеджера уже начинает зависеть от полученной им суммы. И он может решить не трогать нерадивого официанта. Вторая причина: вот официант даёт энную сумму бару. И бар в первую очередь делает именно его заказ. Даёт кухне – история повторяется. Дал чуть больше – получил чуть раньше. Или представим ситуацию: официант расплескал кофе. По идее, кофе должны сварить новый, а виновник – обязан за ошибку заплатить. Но бармен-то получает от официанта деньги. А значит – сделает новый кофе просто так. И платить за него никто не будет. Вернее – будет, но уже владелец заведения. И таких вещей очень много. Кроме того, мы все объясняем персоналу, что воровство наказуемо. И делать это не разрешено. А тут – вновь представим себе: два официанта на смене. Один работает ответственно, старается. Второй – спустя рукава. А деньги идут в «общак». И первый вполне может задаться вопросом: «А на кой чёрт мне усердствовать? Если Сидоров ничего не делает, а получим мы оба из общей «копилки»?». И это серьёзно демотивирует персонал. Другая история. Официанту дали на чай 10 тысяч рублей. По правилам, эти деньги должны пойти на всех. А у него «включается»: «Но ведь это я заработал! Почему должен делиться? Ведь мне из «общака» перепадёт тысяча, а то – и 500 рублей!». И он эти деньги «подрезает», аккуратно пряча в карман. Иными словами – просто ворует. Но это так называемое спровоцированное воровство. Потому что, когда человек получает такую большую сумму, он по-другому смотрит на всю систему распределения чаевых. А когда человек однажды украл, он уже ступил на скользкую дорожку. Поэтому я сторонник того, чтобы официант забирал все деньги себе. Вы спросите: «А как же тогда бармены?». Отвечу: «Никак». Надо платить всем сотрудникам достойную зарплату. И делать так, чтобы гость оставлял на чай кому и за что он хочет. Дело личное Когда же гость хочет выделить конкретного сотрудника: повара, бармена, одного официанта из прочих – лучше позвать к столу именно его и вручить деньги лично. Ничего необычного в этом нет. Маловато будет? В России принято оставлять на чай 10%. Думаю, эта «традиция» продержится ещё очень долго. Ну, а как быть, если вы, скажем, заглянули в ресторан на бизнес-ланч? И вас гложут сомнения: оставлять ли на чай, или это уже не по правилам – расслабьтесь: ситуация не изменилась. Это та же еда из меню, а обслуживают вас те же люди. А значит – повторюсь - оставлять 10% принято. Но всё же, среди «офисников» бытует мнение, что за бизнес-ланч можно на чай и не оставлять. Не соглашусь: ведь официант точно так же работает у вашего стола, причём – на заведомо гораздо меньшем счёте. Поэтому – 10%, оставленные за ужин и за бизнес-ланч – совершенно разные деньги. Иными словами: в ситуации «бизнеса» официант априори получит меньше. А, оставшись без чая, заработает совсем мало. Конечно, он вежливо завершит обслуживание таких гостей, но – не исключено, что будет обижен. Как карта ляжет Как оставить на чай, если у гостя нет наличных? Если ресторан «нормальный», там предусмотрят возможность оставлять чаевые по карте. Но практика эта в Москве пока не слишком распространена. Совсем недавно я вернулся из Санкт-Петербурга, где в каждом ресторане оставлял чаевые по банковской карте. В столице же делать такое получается в одном ресторане из десяти. Владельцы заведений по непонятной причине сами ограничивают своих сотрудников в заработке, лишая их чая таким вот образом. Всем и каждому? Кому ещё оставлять на чай? Допустим, в ресторане гардеробщик заботливо подал вам пальто. Уборщица в санузле протянула чистое полотенце… Гардеробщику – почему бы и нет. В нашей стране также принято поощрять этого сотрудника символической суммой. Кушать подано! А что насчёт курьера-доставщика еды? Такой полноценной практики в России нет. Всё зависит от личного желания человека. Всё же, мы живём не в Америке. Где при любой трапезе принято оставлять 20% на чай. И попробуй не сделать этого – тебе как минимум выскажут замечание. И очень повезёт, если – в корректной форме.

Новости

Четверг, 27 Сентября 2018 01:09 (GMT +4)

Союз нерушимый

Сергей Миронов назначен главой Союза управляющих ресторанами
Среда, 26 Сентября 2018 01:11 (GMT +4)

Еда и звезда

Пятница, 14 Сентября 2018 01:28 (GMT +4)

Дети с небес

Среда, 5 Сентября 2018 01:14 (GMT +4)

Хороша, Маша!